Яндекс.Метрика

2018-08-17

Инвестиции в канализацию!

На сегодняшний день вопрос нормирования сбросов сточных вод в водные объекты и связанные с этим проблемы практически не рассматриваются с точки зрения инвестора в объекты очистных сооружений. Причиной является существующая система нормирования сбросов сточных вод в водные объекты и сопутствующая ей ответственность водоканалов, за нарушение установленных требований к качеству сточных вод

В первую очередь отказ потенциальных инвесторов от вложений инвестиционных средств в очистные сооружения канализации, является невозможность достичь показателей очистки до требуемых нормативов допустимых сбросов, установленных на основании ПДК для водных объектов рыбохозяйственного назначения.

Общеизвестно, что отдельные нормативы качества сточных вод в разы жестче, чем аналогичные показатели в странах Евросоюза, и даже жестче, чем требования к качеству питьевой воды. ПДК для объектов рыбохозяйственного назначения могут быть достигнуты, но только при внедрении чрезвычайно дорогих технологий, срок окупаемости которых в условиях ограничения роста тарифов водоканалов предельным индексом изменения платы граждан за коммунальные услуги лежит далеко за горизонтом инвестиционного планирования. Если добавить сюда рост эксплуатационных затрат, связанных с внедрением новых технологий, рост расходов на электроэнергию, реагенты, то получится либо кратный рост тарифов для потребителей, либо банкротство водоканала. К тому же такие затраты никоим образом не обусловлены требованиями охраны окружающей среды и никак не связаны с реальной рыбохозяйственной ценностью водного объекта.

В связи с этим можно привести такой пример. Одно из управляемых обществ в настоящее время реализует масштабную реконструкцию (модернизацию) комплексных очистных сооружений. Внедряемые в процессе реконструкции технологии являются одними из самых современных и эффективных, отвечающих всем европейским требованиям. На реализацию проекта привлечены кредиты банков и грант Министерства охраны окружающей среды Финляндии. По результатам их внедрения достигаются все требования Хелком (европейские требования к качеству сточных вод для стран Балтийского моря), но не достигаются ПДК рыбхоза по отдельным показателям. Такой задачи европейские инвесторы не ставили - они считают нецелесообразным тратить деньги на то, что не имеет ни экономического, ни природоохранного эффекта.

В результате такой неэффективной политики в области нормирования качества сточных вод, устанавливающей явно избыточные требования в отношении сбросов сточных вод в водные объекты, подавляющее большинство которых реального рыбохозяйственного значения не имеют, водоканалы вынуждены платить в бюджет немалую плату за негативное воздействие на окружающую среду, не имеющую целевого назначения, вместо того, чтобы направлять эти средства в обновление производственных фондов и улучшение качества очистки.

Во-вторых, риски, которые водоканалы несут в связи с нарушением недостижимых требований к качеству сбрасываемых ими в водный объект сточных вод.

У всех на слуху громкие прецеденты предъявления органами Росприроднадзора многомиллиардных требований к водоканалам о возмещении ими вреда, причиненного водным объектам: 3 млрд. руб. к компании «НОВОГОР-Прикамья», 8 млрд.| руб. - к Екатеринбургскому водоканалу. В процессе судебных разбирательств эта сумма была значительно снижена. Однако факт остается фактом - за любое формальное превышение НДС водоканалы будут подвергнуты миллионным и даже миллиардным штрафам, рассчитанным по таксам методики №87, имеющим никакого экономического обоснования. При этом Росприроднадзор не обязан доказывать действительное причинение вреда водному объекту (его истощение, деградацию и т.п.), ни наличие причинно-следственной связи между допущенным превышением НДС и наступившими для водного объекта негативными последствиями.

Представляется, что максимальному сокращению рисков водоканалов и обеспечению необходимых инвестиций будет способствовать мораторий на привлечение к ответственности за вред водному объекту водоканалов, реализующих мероприятия по реконструкции и модернизации очистных сооружений.

Проводя длительную и затратную реконструкцию очистных сооружений, мы все это время несем риски повышенной платы за негативное воздействие на окружающую среду и привлечения к ответственности за вред водному объекту, поскольку выполнение природоохранных мероприятий не освобождает ни от внесения платы, ни от несения ответственности. По нашим оценкам, в случае аварийного выброса неочищенных сточных вод например в Онежское озеро штраф за вред водному объекту составит 73,2 млн. руб. в сутки.

В третьих, большое количество разрешительных документов на сбросы в водный объект и сложные процедуры их получения.

Для сброса сточных вод в водный объект водоканал должен получить:
1. Нормативы допустимых сбросов, которые утверждаются Росводресурсами по согласованию с четырьмя ведомствами - Росгидромет, Роспотребнадзор, Росрыболовство, Ростехнадзор. При этом процедура «одного окна» в данном случае не предусмотрена, согласование проекта НДС с каждым из ведомств осуществляется самим водоканалом. На практике согласование и утверждение НДС занимает от пяти месяцев (при условии согласования НДС всеми органами на этапе первого рассмотрения) до года (при наличии замечаний и повторного рассмотрения). Все это время водоканал вносит в бюджет плату за весь объем сброса сточных вод как за сверхнормативный с применением 25-кратного повышающего коэффициента и несет риски штрафов за вред водному объекту.
2. Разрешение на сбросы в водный объект. Основанием для отказа в его выдаче является выявление превышений установленных НДС для любого загрязняющего вещества. На практике это означает, что если водоканал не достигает НДС по конкретному загрязняющему веществу, в разрешении на сброс такого вещества отказывается, и его нормативное значение принимается равным 0, а это значит - плата за весь объем сброса как за сверхнормативный и риски штрафов за вред водному объекту.
3. Решение о получении водного объекта в пользование для целей сброса сточных вод в соответствии с Водным кодексом РФ.

Таким образом, все перечисленные факторы в их совокупности не только не мотивируют потенциальных инвесторов к инвестициям в сфере очистки сточных вод, но, напротив, формируют негативный инвестиционный климат в отрасли. А поскольку ВКХ является одной из отраслей ЖКХ, существуют значительные риски по неисполнению задачи государственного уровня - привлечения частных инвестиций в ЖКХ.

С учетом этого в ближайшее время можно было реализовать конкретные меры для улучшения ситуации. В их числе:
1. Внесение в федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» изменений, предусматривающих переход к технологическому нормированию по показателям, характеризующим хозяйственно-бытовые сточные воды, и внесение платы по остальным веществам (специфика) на уровне фактического сброса без применения повышающих коэффициентов.
2. Установление конкретного перечня случаев, когда водный объект (участок водного объекта) признается рыбохозяйственным. При этом водный объект (участок водного объекта) должен признаваться рыбохозяйственным только в том случае, когда он имеет действительную рыбохозяйственную ценность.
3. Отмена или изменение методики №87, в частности, необходимо наложить мораторий на ее применение в период проведения водоканалом природоохранных мероприятий - мероприятий по реконструкции (модернизации) очистных сооружений.
4. Устранение избыточных административных процедур по получению разрешительной документации на сбросы сточных вод в водные объекты.

mupviv@mail.ru


Рейтинг@Mail.ru